|
Начато: 24.03.2004 12:55
ШАГ СЕДЬМОЙ
Продолжение анализа СЦ.2Т.3Ч.4Г
'Образ советской хозяйственной системы'
Рубрика 'Советский тип трудовых отношений: принцип
полной занятости'
1Ц
'* В перестройке, которую можно считать идеологической
артподготовкой к слому советского порядка и присвоению
государственной собственности номенклатурой, одной из
ключевых тем было право на труд и безработица. В
рамках этой темы была проведена блестящая программа
манипуляции сознанием, и она заслуживает рассмотрения.
Высокое качество этой программы подтверждается тем,
что отключение здравого смысла удалось не в связи с
каким-то отвлеченным вопросом, а вопреки очевидным и
осязаемым материальным интересам буквально каждого
человека'.
А. Категорически возражаю против называния здесь и в
других местах перестроечных
кампаний 'блестящими', 'высококачественными' и,
вообще, положительными в смысле задумки и исполнения.
Ибо это повышает их рейтинг и повышает авторитет,
умственные способности тех горе-руководителей, которые
проводили эти идиотские мероприятия.
Если называть эти программы блестящими и
высококачественными, то это значит, что Горбачев и иже
с ним обладали блестящим умом, блестящими
способностями ставить далеко идущие цели и мастерски
их достигать. Это возвышает недоумков, погубивших
Великий Союз и Великую цивилизацию, по причине своей
непроходимой тупости и умопомрачительной подлости.
Факты показывают, что действия Горбачева и его шайки
были тупым следованием за обстоятельствами, которые
они не могли предсказать и на два шага вперед. Я не
верю, что Горбачев был патологическим антисоветчиком и
ненавистником русского народа с самого начала своей
деятельности на посту генсека. Я убежден, что им
двигали наилучшие желания, что он был искренен в своем
стремлении обновить социализм. И совсем не ставил себе
в начале перестройки целью уничтожение социализма.
И я бы простил этого человека, если бы он покаялся
перед народом. Если бы попросил простить его. Если бы
сказал, что хотел как лучше, но не смог, не хватило
ума. Что грубо ошибся. Если бы возопил в
отчаянии: 'Люди добрые! Простите меня! Простите меня
за то горе, какое я вам принес! Не по злому умыслу это
было мною сделано, а по неразумению моему. Я искренне
хотел сделать как лучше. Но не получилось. Я готов
искупить свою вину перед народом. Трудом и любыми
жертвами, которые от меня народ потребует'.
Но он не сделал этого. И ему нет прощения за то, что
он после уничтожения Союза стал выставлять себя более
умным, чем он есть на самом деле. Стал убеждать, что
уничтожение социализма как цель он ставил себе с
самого начала. После неудач он не очистился душой, не
покаялся, а впал перед народом в еще больший грех.
Я не верю, что человек может быть настолько подл,
чтобы обманывать весь народ. И чтобы это делать можно
было ТАК, как это делал Горбачев. И мне искренне жаль
этого человека. Ибо это по-настоящему несчастный
человек. Вся его показная уверенность в себе - это
обман. В душе его - потемки. Потемки, мрак и угрызения
совести.
Б. Отвергаю я и значительную роль западных умников в
деле разрушения социализма и СССР. Ибо это слишком
большой и незаслуженный авторитет им создает. Не они
явились главной силой в этом деле. И не по их рецептам
действовали предатели в нашей среде. Я думаю, что
здесь главную причину сыграла именно глупость,
ограниченность Горбачева и его банды. Стремление
изменить ситуацию к лучшему было искренне, но
недостаток масштабного, государственного ума не
позволил губошлепу Горбачеву осуществить задуманное.
Как выразился Державин:
'Осел останется ослом,
Хоть осыпай его звездами.
Где нужно действовать умом,
Он только хлопает ушами:'
Точно сказано. И как раз про лучшего немца.
Все это значит, что все программы этого неудачника не
были ни блестящими, ни высококачественными. Ибо на
практике он всегда получал не то, к чему стремился.
Тащился всегда за обстоятельствами. А это говорит об
отсутствии у него системного, государственного
мышления.
2Ц
'* Полная занятость в СССР была бесспорным и
фундаментальным социальным благом, которое было
достигнуто в ходе советского проекта (в 1994 г. не
были производительно заняты примерно 30% рабочей силы
планеты). В обеспечении права на труд было, конечно,
много дефектов, идеал 'от каждого - по способностям'
был далеко еще не достигнут, реальный уровень
промышленного развития не позволял привести качество
рабочих мест в соответствие с притязаниями
образованной молодежи. Но это по важности несравнимо с
главным'.
А. Варварское отношение рынка к трудовым ресурсам
человечества - это сильнейший аргумент против него. И
этот аргумент нужно задействовать в полной мере для
борьбы с рынком. Это факт, против которого весьма
трудно что-либо возразить.
Б. Целиком и полностью согласен с КМ, что
неспособность советской системы предоставить каждому
работу по натуре не являлась роковым недостатком этой
конструкции. Проблемы эти могли быть, и будут решены в
рамках социализма.
3Ц
'* На деле партийно-государственная номенклатура СССР,
начав свой постепенный отход от советского проекта,
уже с 60-х годов стала тяготиться конституционным
правом на труд, исподволь начав кампанию по внедрению
в общественное сознание мифа о благостном воздействии
безработицы на все стороны общественной жизни. Эта
тема постоянно муссировалась на околопартийных
интеллигентских кухнях, в среде хозяйственных
руководителей стало хорошим тоном посокрушаться, что,
мол, отсутствие в их руках кнута безработицы не дает
поднять эффективность производства. Но, поскольку
право на труд было краеугольным камнем нашей
идеократической системы, подмывание этого устоя велось
неофициально, хотя и с явного одобрения верхушки КПСС'.
Однозначно: ставка на старое, испытанное средство - на
безработицу, свидетельствует о том, что советские люди
НЕ ВИДЕЛИ новых возможностей, которые заключены в
социалистической системе распределения по труду
(соцсираса). Ибо если бы они это видели и если бы
испробовали эти новые средства, то к безработице они
НИКОГДА бы не обратили свои взоры.
Обращение к безработице свидетельствует еще и о том,
что проблемы в соцсирасе были. И проблемы были
серьезные. Недостаток мер воздействия на работников
ощущался весьма сильно. Поэтому общественная мысль
искала выход. Но нашла его не в том, в чем надо было.
Ну а то, что верхушка КПСС поддерживала, так что в
этом удивительного? Разве они не были советскими
людьми? Разве они не видели то, что видели другие? И
разве они не были так же ограничены, как и весь
остальной совнарод?
4Ц
'* Принцип полной занятости как один из главных устоев
советской антропологии и реализация уравнительного
идеала (" от каждого - по способности ") давно уже
вызывал глухую ненависть у тех, кто сдвигался к
антисоветскому сознанию. С 60-х годов о благодати
безработицы говорили на кухнях и за вечерним чаем в
лабораториях, во время перестройки начали говорить
открыто'.
Считаю, что не всех, кто ратовал за безработицу,
следует относить к врагам советского строя. Просто,
люди хотели как лучше, а правильных средств решения
проблемы не видели. Их легко понять. И нельзя
ненавидеть и презирать. А мы в этот грех впадаем.
5Ц
'* Н.Шмелев писал в 1987 г.: "Не будем закрывать глаза
и на экономический вред от нашей паразитической
уверенности в гарантированной работе. То, что
разболтанностью, пьянством, бракодельством мы во
многом обязаны чрезмерно полной (!) занятости,
сегодня, кажется, ясно всем. Надо бесстрашно и по-
деловому обсудить, что нам может дать сравнительно
небольшая резервная армия труда, не оставляемая,
конечно, государством полностью на произвол судьбы...
Реальная опасность потерять работу, перейти на
временное пособие или быть обязанным трудиться там,
куда пошлют, - очень неплохое лекарство от лени,
пьянства, безответственности" (Авансы и долги. -
"Новый мир", 1987, ? 6)'.
(Кажется, я эту цитату уже разбирал.)
Да, безработица хорошее лекарство. Но действует оно не
всегда и не автоматически. Например, в настоящее время
на Украине безработица страшная, но я своих рабочих
увольнением особо не пугал. Ибо знал, что они не очень-
то боятся этого. На базаре или со своего огорода можно
заработать больше, чем на заводе.
Кроме того, у меня не было никаких гарантий, что на
эту зарплату я найду работника ЛУЧШЕ, чем тот,
которого увольняю. Одним из немаловажных условий
действенности безработицы является существенно более
высокая зарплата на предприятиях, по сравнению с
первобытными способами добычи средств к существованию
в виде базаров и подсобных хозяйств. Не зря
капиталисты делают большой разрыв в доходах и
полностью лишают большинство людей средств к
существованию. Именно наличие всех этих условий делает
людей зависимыми от работодателей, а не наличие просто
безработицы.
6Ц
'* Антисоветские идеологи подменили суть проблемы ее
убогим суррогатом. Труд и безработица были
представлены как сугубо экономические категории, так
что предложение создать в советском народном хозяйстве
безработицу подавалось как чисто техническое, как
обычное социально-инженерное решение, не затрагивающее
никаких основ нашего бытия. Это предложение
увязывалось исключительно с экономической
эффективностью (суть которой, впрочем, никак не
объяснялась). Аргумент был простым, как мычание: на
Западе есть безработица, и там поэтому все работают,
как звери, и в магазинах всего полно.
* В действительности, труд и отлучение от труда
(безработица) - проблема не экономическая и даже не
социальная, а экзистенциальная . Иными словами это -
фундаментальная проблема бытия человека. Разумеется,
она имеет и экономический аспект, как почти все
проблемы нашего бытия, но эта сторона дела носит
подчиненный, второстепенный характер'.
Здесь Кара-Мурза видит только те отрицательные
стороны, которая несет в себе безработица. Поэтому
впадает в гнев. Но ведь безработица имеет и
положительные стороны, способна давать положительные
результаты. И именно ради этих результатов за нее были
те, кого он чохом зачисляет в антисоветчики. Разве,
скажем, чуть ли поголовное пьянство наших рабочих и
ИТРэровцев на производстве - это лучшее зло, чем
самоубийства безработных? Да лучше уж пусть человек
покончит собой, чем превращается в скотину, медленно
убивающую себя пьянством.
Когда видишь, как твои рабочие спиваются, и ничего не
можешь поделать с этим, тогда руки опускаются и
хватаешься за что угодно, лишь бы покончить с этим
злом. И беда наша в том, что это 'что угодно', может
быть, решает одну проблему, но порождает массу других.
Я понимаю производственников, ратовавших за
безработицу. Мне самому страшно надоело при Союзе
стоять перед рабочими на коленях и просить сделать
работу хорошо. Надоело чувствовать свою беспомощность,
слабость своей власти над людьми. И видеть наглость и
наплевательское отношение к делу со стороны
значительной части работников.
Что же до экзистенциальной стороны дела, то кто из
производственников или коммунистов думал об этом? Это
настолько высокие материи, что в повседневной жизни
для них нет места.
7Ц
'* Что вопрос о безработице относится к категории
фундаментальных проблем бытия, говорит уже тот факт,
что на протяжении всей истории цивилизации он имеет
религиозное измерение, в то время как понятие
экономической эффективности возникло лишь с появлением
рыночной экономики и посвященной ей науки -
политэкономии. Иными словами, в Новое время, совсем
недавно'.
Понятие экономической эффективности возникло, может,
только в Новое время, но к повышению эффективности
труда люди стремились еще в каменном веке. Иначе они
не были бы людьми. И на определенном этапе развития
общества наилучшим средством для повышения этой
эффективности служила безработица.
Сейчас же есть возможность использовать другое
средство. Поэтому безработицу можно отправить в музей.
Вот и все решение проблемы. Не ругаем же мы лопату за
то, что появился экскаватор. Всему свое время.
8Ц
'* Понятно поэтому, что утрата работы является для
человека ударом, тяжесть которого совершенно не
выражается в экономических измерениях - так же, как
ограбление и изнасилование не измеряется стоимостью
утраченных часов и сережек. Превратившись в
безработного, человек испытывает религиозный страх -
будь он хоть трижды атеист. Христианский завет вошел в
наше подсознание с культурой, и слово тунеядец
наполнено глубоким смыслом. Очевидно, что этого не
поправить и пособиями по безработице: пособие
облегчает экономическое положение, но статус
отверженного не только не отменяет, а скорее
подчеркивает'.
На мой взгляд, тут КМ выражает мнение о состоянии
безработного, почерпанное из книг. Да, некоторые
безработные испытывают такой страх. Но далеко не все.
Особенно у нас, на просторах Евро-Азиатского Союза.
Наш народ закален. Это не какие-нибудь западные
хлюпики, которые сдают крепость, когда у них кофе
кончается. Наш человек землю грызть будет, но крепость
не сдаст.
Я говорю об этом не как теоретик, а как практик.
Который за последние 15 лет четырежды терял работу. И
который в настоящее время 'тянет' четвертый срок
безработицы. Эта безработица у меня продолжается уже
пятый месяц, а общий стаж 'отсидки' у меня - около
двух лет. Но никакого религиозного страха я в себе не
ощущаю. И не вижу его у многих безработных, окружающих
меня. Так что слова КМ являются в очень большой мере
фантазией. Тем более что в России ситуация гораздо
легче, чем на Украине и, тем более, в Молдавии.
Россияне не едут к нам на заработки. Поток идет как
раз в обратном направлении.
Вот только не пойму одного: почему преступление
совершили одни, а отвечать приходится другим? Почему
я, сопротивлявшийся в меру своих сил перестроечному
безумию, должен терпеть все прелести капитализма и
хуторянского национализма? Пусть их терпят Горбачев и
Егор Голиков (Не хочу указывать псевдоним его деда.
Так как он позорит это высокое и дорогое для меня имя.
Фамилия Голиков ему лучше подходит. Он все святое в
своей душе продал и остался голым.)
9Ц
'* В России, даже когда она в конце прошлого века
разъедалась западным капитализмом, сохранялось
христианское отношение к безработице. Многие крупные
предприниматели (особенно из старообрядцев), даже
разоряясь, не шли на увольнение работников - продавали
свои имения и дома. Те, кто переводили свои отношения
с рабочими на чисто рыночную (западную) основу,
подвергались моральному осуждению'.
Очень приятно читать такое о старообрядцах. И
сознавать при этом, что я сам отношусь к этой славной
когорте людей. Людей, которые не склоняли головы ни
перед петровской, ни перед буржуйской, ни перед
советской властью.
10Ц
'* Наблюдательный человек должен был бы подметить
странную вещь в рассуждениях о безработице, которые
начались с 1987 г. Речь шла о новом, неизвестном для
нас явлении. Казалось бы, логично пригласить в печать,
на радио и телевидение знатоков вопроса - зарубежных
специалистов, профсоюзных деятелей, самих безработных.
Мол, поделитесь опытом, расскажите, как и что.
Вспомните: за все годы - ни одного такого случая не
было. Не пришло нашему умному руководству в голову?
Нет, это была сознательная установка'.
Слова о сознательной установке опять предполагают
наличие громадного ума у перестройщиков. Но, как по
мне, такая установка у них была не потому, что они
были так умны, а из-за того, что у советских людей,
все-таки, была тогда своя гордость и был свой ум. Была
надежда, что они разберутся во всем сами. И они сочли
бы за унижение, чтобы какой-то умник из гнилого Запада
приехал и начал их учить. Авторитет Горбачева
мгновенно бы упал. И все бы поняли, к чему в
действительности дело идет.
Это потом уже, когда гордость была продана, а с умом
выяснилось полное отсутствие, стали жить чужим умом.
Жить и не видеть в этом ничего унизительного. Ничего
позорного для себя.
Насколько же пали русские, которых я всегда считал
настоящими, в моих глазах! Я думал, что эти жалкие
старообрядцы со своими кичками, сибирьками и смешными
допотопными бородами, какие-то не настоящие русские.
Какой-то отбросок русского народа, карикатура на него.
А настоящие русские - там, в России, на Большой Родине.
А оказалось, что все наоборот. Российские русские -
это жалкие и ничтожные люди, которые готовы продать
все святое в своей душе за кусок полугнилого западного
мяса и яркую компьютерную побрякушку. Люди, которые не
обладают ни совестью, ни честью. Ничтожества,
низкопоклонствующие перед западным мамоной и даже не
осознающие всю унизительность и позорность своего
поведения. Мне стыдно, что я принадлежу к этому
народу. Лучше бы мои глаза не видели всего этого, а
уши не слышали. Папуасы, жалкие папуасы Новой
Российской Гвинеи.
11Ц
'* Фальсификация знаний о реальности в случае
фундаментальных проблем бытия особо безнравственна. В
случае проблемы безработицы это проявляется очень
наглядно. Дело в том, что безработица как социальное
явление является источником массовых страданий людей.
Тот, кто выдвигает или поддерживает предложение
перейти от реально достигнутой полной занятости к
узаконенной безработице, прекрасно знает, что
результатом его предложения будут страдания,
причиненные большему или меньшему числу сограждан.
Такого рода предложения, какими бы экономическими или
технологическими соображениями они ни обосновывались,
прежде всего создают проблему нравственную. Эта
проблема должна быть явно изложена, а выбор того или
иного решения поддержан также нравственными (а не
экономическими или технологическими доводами)'.
Без сомнения, безработица вызывает такие страдания. Но
нужно принять в расчет, что с помощью этого средства
люди тоже хотели устранить нравственные страдания.
Только другого рода. Нужно принять это в расчет, чтобы
понять этих людей и, может быть, простить. Даже если
сам лично жестоко пострадал, и страдаешь от
безработицы.
12Ц
'* Мы говорили о масштабах страданий, которые нам
предполагали организовать политики с целой ратью своих
экономистов и гуманитариев. А какого рода эти
страдания, какова их интенсивность? Социолог их
прекрасно знает, они регулярно изучаются Всемирной
организацией труда, сводка печатается ежегодно. Он сам
бесстрастно приводит в своей статье. В США, например,
рост безработицы на один процент ведет к увеличению
числа убийств на 5,7%, самоубийств на 4,1%,
заключенных на 4%, пациентов психиатрических больниц
на 3,5%'.
Слаб Запад, слаб. Не может переносить трудности.
Может, и у нас такие же цифры, но по моим наблюдениям
за моей ограниченной областью пространства
преступлений и самоубийств сейчас не стало больше, чем
это было при Союзе. А если и стало опаснее выходит по
вечерам в город, то не из-за безработных, а из-за не
наделенных никакой человеческой нравственностью стай
подростков. Но это, конечно, субъективный взгляд.
13Ц
'* Кстати, 'теория' Фридмана - это чистая идеология.
Расчеты крупнейшего экономиста нашего века Кейнса
показывают, что безработица, 'омертвление рабочих
рук' - разрушительное для экономики в целом явление,
оно лишь маскируется непригодными с точки зрения
общества показателями (прибыль отдельных
предприятий ). Массовую безработицу надо ликвидировать
самыми радикальными средствами, идя ради этого на
крупный дефицит госбюджета. Оживление трудовых
ресурсов при этом многократно окупает затраты. Да и
сегодня в США рост безработицы на один процент
увеличивает дефицит госбюджета на 25 млрд. долл'.
Это еще раз подтверждает мнение, что безработица
должна быть уничтожена во всемирном масштабе. И что
сопротивление и со стороны капстран не будет
абсолютным. Они и сами понимают весь вред этого
явления. И мирятся с ним, пока ничего лучшего не
предложено.
14Ц
'* В связи с безработицей уже не только антисоветские
идеологи, но и широкие круги нашей образованной
интеллигенции впали в некогерентность, граничащую с
шизофренией. Редко сейчас встретишь гуманитарный
журнал, где бы не поминался моральный императив
Канта: 'поступай с другими так, как ты хочешь чтобы
поступали с тобой'. Ссылаясь на эту максиму, я уже
давно (с начала 60-х годов) спрашивал, когда мог,
интеллигента, ратующего за безработицу: 'Ты сам хочешь
стать безработным?'. Ни разу я положительного ответа
не услышал'.
Нужно было спросить меня в начале 80-х. Я бы ответил,
что буду безработным с огромнейшим удовольствием.
Только не бездоходным. И Вы бы вынуждены были дать мне
средства к существованию и освободить при этом от
всеобщей трудовой повинности. Ведь Вы спрашивали людей
о работе, а не о доходах. И я бы тогда с головой
погрузился в науку. И не был бы вынужден каждый день
наблюдать эти пьяные и наглые рожи на советских
стройках.
Впрочем, я бы и без Ваших денег прожил. За два года
службы офицером у меня на книжке накопилось 255 х 24 =
6120 руб. За небольшим минусом на мои скромные
внеслужебные потребности. Прикиньте, сколько бы я мог
протянуть без работы в какой-нибудь сельской
местности. Тратя на питание и прикрытие наготы рублей
по 100 в месяц.
Вообще, очень интересен вопрос о всеобщей трудовой
повинности. О всеобщей обязанности трудиться. А не
только о праве на труд. Я пока в 'СЦ' не нашел
плотного разговора об этом.
Лично я всегда воспринимал эту повинность как тяжелое
ярмо. Может быть, потому, что обстоятельства жизни у
меня были одни, а призвание - другое. И всю жизнь меня
заставляли делать не то, что я люблю, а то, что нужно
для других, для зарабатывания денег. Я уверен, что это
далеко не моя личная трагедия. И неприязнь к казарме,
к всеобщей трудовой повинности сыграла не последнюю
роль в разрушении советской системы. Люди устали вечно
ходить под ружьем. Им захотелось свободы и отдыха. А
за эти удовольствия нужно платить.
(Да, расчувствовался я, что-то, в этих трех
продолжениях. Не сдержал себя. Была мысль все такое
убрать. Но нет сил. Да и нужно ли? Сколько можно
скрывать то, что в душе творится?)
Окончено: 24.03.2004 19:21
Адрес страницы:
http://www.sovet14.narod.ru/NS/20/22PT.htm
|
|