|
Начато: 23.03.2004 12:46
ШАГ ПЯТЫЙ
Продолжение анализа СЦ.2Т.2Ч.4Г
'Уравнительный принцип и советская уравниловка'
Рубрика 'Восприятие уравнительного распределения благ
массовым сознанием'
1Ц
'* Это восприятие в 70-80-е годы характеризовалось
расщеплением сознания и внутренним конфликтом
ценностей. С одной стороны, городское население охотно
принимало нападки на "уравниловку", обнаруживая явный
сдвиг к либеральным ценностям в их "советском"
понимании, с другой - подавляющее большинство твердо
стояло на уравнительном принципе'.
Причина конфликта ценностей в отношении уравнительного
распределения
Я думаю, причиной конфликтного, противоречивого
отношения народа к уравнительному распределению было
то, что существовавший в Советском Союзе принцип
распределения по труду (принцип распределения по
абсолютной величине труда) не был способен
одновременно решить двуединую задачу: стимулировать
высокоэффективный труд и давать при этом желаемое
материальное равенство. При стремлении к равенству мы
убивали стремление человека работать лучше, а при
бОльшей дифференциации доходов мы отступали от
принципов социальной справедливости. Которые требовали
как можно более уравнительного подхода.
То есть, мы хотели и волков накормить, и овец
сохранить. Но пытались решить эту проблему, не выходя
за координаты абсолютного принципа распределения по
труду. В рамках которого при социализме эта задача НЕ
ИМЕЕТ решения.
Для развязки этой проблемы необходим переход к другой
зависимости вознаграждения от труда. Необходимо,
чтобы, как и прежде, максимально возможное
вознаграждение за данный вид труда, в данных условиях
и в данной местности зависело от этого труда. Но
фактическое вознаграждение зависело только и только от
степени реализации работником своих способностей. То
есть, нужно, чтобы внутри данного вида труда не было
пропорциональной зависимости размера вознаграждения от
результата труда в абсолютном выражении. Тогда рост
выработки не будет вести к росту вознаграждения, а
будет, просто, приближать фактическое вознаграждение к
максимально возможному за данный труд.
(Вряд ли последний абзац нужно было распространять.
Трудно объяснить без системы, без формул.)
Короче говоря, советские люди желали и эффективности
максимальной добиться, и равенства при этом. Но
сделать это на советском принципе распределения было
НЕВОЗМОЖНО. Поэтому попытки реформирования системы
стимулирования труда привели к гибели социализма.
Правильный путь не был найден. Вернее, его слепцы из
ЦК КПСС отказались принять. Когда я его в 82-м году
предлагал.
2Ц
'* Это понимали все вышедшие на арену в годы
перестройки политические силы, что приводило к
странным комбинациям тезисов и лозунгов'.
Может я плохо знаю обстановку тех лет, но мне кажется,
что КМ переоценивает интеллектуальные возможности этих
сил. Если бы они действительно понимали, что творят,
то не пороли бы такую чепуху. И не было бы идиотизма в
их тезисах и лозунгах.
3Ц
'* Кстати, уравнительные представления как в России,
так и в Эстонии весьма радикальны. 46% в России и 49%
в Эстонии считают: "Все люди должны иметь то, в чем
нуждаются, даже если для этого придется урезать доходы
тех, кто зарабатывает больше необходимого". Иными
словами, половина граждан принимают идею
насильственного перераспределения доходов. Различия
между Россией и Эстонией существенны лишь в отношении
к крайнему, утопическому уравнительству. 29% в России
и лишь 9% вы Эстонии поддержали такое мнение: "Самый
справедливый способ распределения собственности и
доходов - это дать каждому равную долю". 29% -
огромная часть общества, если учесть радикализм этой
формулы'.
Эта формула насколько радикальна, настолько же и
глупа. Потому что при таком подходе НИКОГДА нельзя
будет добиться равенства. Люди по своим способностям
различаются чрезвычайно сильно. Один может произвести
в миллион раз больше другого или в миллион раз более
ценный продукт, чем другой. И если каждому давать
равную долю от произведенного, то разница в доходах
будет различаться в миллионы же раз.
Супергений может за то же время и с теми же усилиями
выдать неизмеримо более ценный результат, чем человек
просто талантливый. Поэтому при абсолютном подходе к
оценке результатов труда между ними НИКОГДА не будет
равенства.
Для того чтобы это равенство было, необходим
относительный подход. Оценка человека не по тому,
сколько он сделал, а по тому, насколько полно он
реализовал свои способности. Если два человека
произвели разный по величине продукт труда, но при
этом работали с полной выкладкой сил, то оба
заслуживают равной моральной оценки и равного
материального вознаграждения. Ибо каждый из них сделал
ВСЕ, ЧТО МОГ. И требовать от них большего нельзя.
('Равную долю' я здесь понимал не как равенство в
абсолютной выражении, а как равенство в выражении
относительном, как процентное равенства. Ведь верхом
справедливости при Союзе было ленинское мнение о том,
что каждый должен получать от общества не поровну, а
ровно столько, сколько он ему дал. За вычетом доли,
идущей на общественные нужды. То есть, больше дал -
больше получил. Хотя и на общество из твоего
результата больше вычли.
Это выражение абсолютной зависимости вознаграждения от
трудового вклада работника. И на этом пути НИКОГДА не
достичь равенства. Ибо люди весьма неравны по своим
производительным способностям. И это неравенство
устранить невозможно. Да и не нужно.)
4Ц
'* Это - архетип, подспудное мироощущение, как бы ни
приветствовали рынок те же самые люди в момент
голосования или в поверхностных слоях сознания, на
уровне идеологии. Сдвиг к антиуравнительным ценностям
не доходит до глубинных слоев сознания даже у
энтузиастов "рынка"'.
Основой подспудного мироощущения является интуитивное
понимание того, что есть вещи более глубокие, чем те,
на которые делает ставку рынок. И именно на эти вещи
нужно делать упор, когда дело касается истинно
справедливого распределения. Рынок учитывает только
размер результата труда по абсолютной величине, и ему
до лампочки, какими способностями обладает человек и в
каких он условиях по сравнению с другими работает. В
этом несправедливость и несовершенство рынка. Это
является основой того, что он будет устранен из жизни
людей. Как эффективный, но жестокий и примитивный
способ оценки трудовых усилий человека
5Ц
'* Намечающийся отход большой части граждан от
уравнительного идеала (и явный отказ от него молодежи)
может стать трагической и непоправимой ошибкой
русского народа. Исправить ее будет трудно - как
склеить распавшуюся семью. Ощущение, что тебя не
эксплуатируют и в тебе не видят эксплуататора -
огромная ценность. Мы в полной мере осознаем, как она
важна для жизни, когда ее совсем лишимся'.
В отходе от этого принципа не было, и нет
необходимости. И только глупость человеческая является
причиной того, что произошло с нами. Социалистическую
систему стимулирования труда можно было радикально
реформировать БЕЗ разрушения социализма. Наоборот: на
базе развития его, путем поднятия социализма не
гораздо более высокий уровень развития. Этот путь был
бы неизмеримо экономичнее и проще. Потому что
развивать всегда выгоднее, чем ломать и строить новое
на обломках существовавшего. Только дурак ломает дом,
а потом строит на его месте хибару, если этот дом
можно достроить, расширить, усовершенствовать.
Повторяю еще раз: тупость и ограниченность советский
людей является главной субъективной причиной гибели
советского социализма. Решение проблемы существовало.
И его нужно было искать. А не рубить голову из-за
того, что она заболела. Так ведут себя только ослы.
Да, я понимаю, что выставляю себя умным, а всех
других, мягко говоря, не очень. А как мне иначе
объясняться? Если я еще в 82-м году предлагал сделать
правильный шаг. А меня и слушать не хотели. Разве
можно назвать таких людей умными? И разве нет у меня
на них обиды и злости за то, что пришлось пережить из-
за их непроходимой тупости? За то, что 15 лучших лет
моей жизни прошли во мраке и грязи.
Конечно, когда я говорю о тупости, то тут не следует
понять тупость в обыденном смысле. В том смысле, что
человек ведет себя глупо в любой ситуации. Я имею в
виду тупость именно в масштабных, общегосударственных
делах. Ярчайший пример этой ограниченности - действия
Горбачева и его своры.
6Ц
'* Отказ от уравнительного идеала и стоящей за ним
идеи братства означает для России пресечение всякой
надежды на развитие и сохранение себя как независимой
страны. Самым прямым и очевидным следствием становится
разрыв исторического союза народов и народностей -
распад России. Эксплуатация "слабого" неизбежно и
раньше всего облекается в этническую форму'.
Возрождение авторитета России я вижу только и только в
том, что она должна показать миру НОВЫЙ образец
распределения материальный благ. И новую, благодаря
этому, невиданную до сих пор эффективность труда.
Только при этих условиях она снова сможет стать во
главе человечества и повести его к давно обещанному
светлому будущему. Только в этом случае она сможет
вытащить себя и весь остальной мир из той вонючей
грязи, в которой она и другие сейчас трепыхаются.
Новые идеи - вот что должна дать Россия. Русский
народ. Иначе с нами никто и никогда считаться не
будет. И наше поколение покроет позором всю русскую
историю.
7Ц
'* За последние четыреста лет сложилось два разных
типа ускоренного развития. И оба они основаны на том,
что люди работают в режиме трудового подвига,
соглашаясь на отсрочку материального вознаграждения.
Один пример такого порыва дал западный капитализм,
основанный на индивидуализме. Там общество - и
рабочие, и буржуи - было проникнуто пуританской
этикой. Рабочие трудились не за страх, а за совесть,
при очень низкой зарплате. Хозяева же вкладывали
прибыль в производство, ведя буквально аскетический
образ жизни (оргии их сынков - это отклонение
от "генеральной линии" и стало массовым уже после
выхода на спокойный режим).
* Второй проект - договор трудящихся и элиты на основе
солидарности, ради "общего дела". Самые яркие примеры -
индустриализация Японии и СССР. Оба эти подхода были
в большой мере уравнительными (в СССР - больше, чем в
Японии), но главное, в обоих случаях все социальные
партнеры были проникнуты державным мышлением'.
Эти примеры доказывают, что рыночные законы действуют
не в абсолютной пустоте, а в пространстве, заполненном
моралью действующих субъектов. Ведь если бы
пуританская мораль властвовала всегда, то не нужно
было бы отказываться от рынка. Ибо в потреблении
рабочем и буржуйском не было большой разницы. И это
главное, а не размер собственности.
К сожалению, рынок неизбежно порождает другую мораль -
мораль потребительства, мораль развращения. Мораль
скотскую, животную. И именно поэтому от него следует
отказаться.
8Ц
'* Что же мы имеем сегодня в России? Отказ от
уравнительного идеала (и значит, от идеи "общего
дела") - и отсутствие всяких следов пуританской этики
у предпринимателей. О капиталовложениях в производство
и речи нет - украденное проматывается в угаре
потребительства, растрачивается на жратву и предметы
роскоши, вывозится за рубеж. А значит, никакого
негласного общественного договора нет. И лишения людей
абсолютно ничем не оправданы - Россия в
результате "реформ" лишь нищает и деградирует. Ведь
при помощи искусственно организованного кризиса
разрушаются в первую очередь самые передовые
производства. Этот процесс начался моментально с
ликвидацией советской системы хозяйства в 1992 г.'.
В принципе, отказ от уравнительно идеала и от
социализма в целом представляет собой ВСЕ ТУ ЖЕ
ПОПЫТКУ решения проблемы стимулирования труда. Просто,
эта проблема стала решаться не на основе предлагаемых
мною идей, а на основе реставрации капиталистической
системы стимулирования труда. Ведь надежды людей на
частную собственность основываются именно на том, что
рынок, ею порождаемый, приведет к более сильному
стимулированию труда. И это будет иметь результатом
более высокий уровень жизни людей.
И рынок может это сделать, и сделает в России в том
числе. Плохо лишь, что делать это он будет очень
долго. И потери будут (и уже есть) такими большими,
что само достижение будет поставлено под вопрос.
Путь этот нехорош именно этим. И еще хуже он потому,
что есть другой, гораздо более разумный, гораздо более
легкий и гораздо менее затратный путь решения. Зачем
идти к цели дебрями и болотами, теряя множество людей
и ценностей, если есть намного более короткий и более
приятный путь. Глупо: Глупо и обидно, что народ пошел
не по светлому и радостному пути. И в миллионы раз
обиднее и больнее видеть это тому, кто светлый путь
видит давно.
Окончено: 23.03.2004 14:06
Адрес страницы:
http://www.sovet14.narod.ru/NS/20/20PT.htm
|
|