Тема: 54ПТ: Пояснения к "Теории распределения"
Автор: Антон Совет
Дата: 11/07/2004 18:53
 
Начато: 11.07.2004 9:35
Полный шифр послания: 54ПТ.НС.ФМ

Темп работы я взял приличный. Поэтому спешу дать 
пояснения к предыдущему материалу. Чтобы не возникало 
недоразумений и ошибочных представлений. Там много 
всего есть. И человеку со стороны трудно будет сразу 
вникнуть во все. Тем более что там мысли изложены в 
марксистских терминах. В марксистских представлениях, 
которыми полностью была забита моя голова после 
окончания института и после политических промывок 
мозгов.

1. СМЫСЛ ЭПИГРАФА
'ДРУГИМ - ПО СПОСОБНОСТЯМ, СЕБЕ - ПО ТРУДУ'

Это моя перефразировка принципа 'От каждого - по 
способностям, каждому - по труду'. Который, как 
известно, принимался за основной принцип социализма.

Когда я пришел к мысли, что человек при социализме САМ 
должен оценивать свой труд и САМ назначать себе 
вознаграждение, то, естественно, в моем мозгу начался 
процесс переосмысления всего того теоретического 
багажа, который был в моей голове после школы и 
института. Ведь даже в техническом вузе, который я 
закончил, общественные науки преподавались в приличном 
объеме, а экзамен по научному коммунизму был 
обязательной и важной вещью.

Конечно, мы, технари, относились к гуманитарным наукам 
с приличной долей пренебрежения. Считали их чем-то 
несерьезным по сравнению с точными. Но все же учили 
их. Рассматривая как неизбежное зло. Я же, в силу моих 
природных данных, относился к ним даже более серьезно, 
чем к точным. Понимал, что от них гораздо больше 
зависит наша жизнь, чем от наук точных.

В законе 'От каждого - по способностям, каждому - по 
труду' прямым содержанием является выражение 
математической зависимости между трудовыми усилиями 
человека и вознаграждением этих усилий. То есть того, 
что каждый должен сделать, и что каждый может 
получить. Но я нигде и никогда не встречал обращения 
внимания на то, КТО требует от человека такого-то 
труда и КТО воздает ему по труду. А ведь в самой 
формулировке основного принципа социализма 
(советского) заложена мысль, что это все делает 
ОБЩЕСТВО. Из формулировки вытекает, что именно 
общество требует от каждого труд по способностям и 
именно общество дает каждому по труду. Ведь если 
сформулировать этот принцип в полном виде, без 
пропусков слов, то получится следующее:

'От каждого общество возьмет по способностям, каждому 
воздаст по труду'.

То есть в формулировке, использовавшейся в Советском 
Союзе, была заложена фактически ПОЛНАЯ зависимость 
человека от общества, полная его несамостоятельность. 
Человек был только винтиком, от которого что-то 
требуют и которому что-то дают. Самостоятельности - 
никакой. В этом была основа советского социализма.

Я же думал так: если мне говорят, что я при социализме 
являюсь собственником средств производства, то почему 
же я не сам определяю размер своего вознаграждения? И 
почему я сам не могу решать, что и как мне делать и 
как мне оценить свой труд? Какой же я собственник, 
если в этих главных вопросах за меня решает кто-то 
другой, какой-то дядя в далеких московских кабинетах? 
Почему меня принимают за какого-то великовозрастного 
ребенка, неспособного решать серьезные вопросы?

Меня удивляло: почему мне не верят? Почему думают, что 
я обязательно буду рвать себе как можно больше и не 
буду ничего делать, если мне предоставить свободу 
выбора? Да, подавляющее большинство людей так именно и 
будет действовать, но из этого факта вовсе не следует, 
что таким манером себя будут вести сразу все люди. 
Ведь в обшестве в обязательном порядке найдутся и люди 
с высокой трудовой моралью и способностью ограничивать 
свои материальные потребности. И именно на этих людей 
нужно делать ставку. Именно таких людей нужно двигать 
вверх. Именно они должны диктовать моральный климат в 
обществе. Чтобы ВСЕХ сделать такими, как они.

В моей формулировке основного принципа социализма как 
раз и отражен факт САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ человека. Факт 
его моральной обязанности заставлять себя работать по 
способностям, а брать - по труду. Хотя здесь пока не 
раскрыт смысл выражения 'по труду'. К нему я 
подобрался позднее. И сейчас об этом расскажу.

2. О НОВОМ ПРИНЦИПЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТРУДУ

Как показывает история моей жизни, после возникновения 
у меня главной идеи я довольно быстро пришел к мысли, 
что при новой системе распределения, при новом главном 
действующем лице должен быть изменен и принцип 
распределения по труду. Должны быть изменены и 
господствовавшие в СССР представления о справедливости.
Уже в 83-84 уч. годах я вполне сознательно использовал 
новый принцип распределения по труду во время 
проведения эксперимента в техникуме. (См. описание 
этого опыта в моей работе 'Новый принцип распределения 
по труду' - 
http://www.sovet14.narod.ru/NPRpoT.htm)

Почему и как я пришел к этому принципу?

С чисто технической, изобретательской точки зрения 
процесс выглядел так. Как и всякую новую идею, я стал 
проигрывать в своем мозгу возможные варианты 
последствий реализации моей главной идеи. То есть я 
стал думать: как будет вести себя конкретный человек, 
если его заставить самого выносить решение об оценке и 
вознаграждении его труда - если поставить его в 
ситуацию морального выбора?

Ясно, что примитивный, мещанский стереотип поведения я 
тоже рассматривал. Тем более что предполагал его 
приличную распространенность. Я знал, что многие люди 
будут действовать по старинке. Они будут действовать 
по-буржуазному: будут брать себе как можно больше, а 
давать как можно меньше. Будут стараться, как писал 
Ленин, урвать кусок побольше и удрать. Будут 
действовать по-пещерному. Нет, даже не по-пещерному, 
потому что наши первобытные предки в моральном 
отношении были гораздо выше буржуев. Они будут 
действовать по-животному, по-зверски. По закону 
волчьей стаи. Примитивно и недальновидно.

Кстати, именно это возражение и было главным во всех 
ответах мне на мою теорию распределения. Стереотип 
отрицательных представлений о человеке был настолько 
силен, что подавляющее большинство людей не верило ни 
в себя, ни в других людей. Люди считали себя 
аморальными скотами, и таковым многие из них и 
являются. Именно потому, что все светлое, возвышенное 
в своей душе они тщательно прячут, они стесняются его. 
И в результате выходит по Лермонтову:

'Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад'.

Так вот, чтобы этот клад не был бесполезен, чтобы он 
стал работать в полную силу, и нужна моя идея. Нужна 
идея, которая вызвала бы к жизни самые хорошие, самые 
светлые чувства в душе человека. Чувства, способные и 
жизнь общества сделать радостной и возвышенной. 
Способные вытеснить из общественной жизни примитивные 
и душные мыслишки и страстишки.

И я пришёл к выводу: на таких ничтожеств есть управа. 
Их поведение может быть подвергнуто изменению. И их 
поведение может быть взято под жесткий контроль 
морально возвышенных людей. Это, во-первых, 
общественное мнение коллектива по отношению к данному 
аморальному субъекту, во-вторых, прямое 
административное воздействие на людей подобного рода. 
В виде ограничения их возможного вознаграждения. И 
жесткого, бескомпромиссного контроля над их трудом. До 
их полного исправления.

Второй и самый главный вариант поведения - это вариант 
поведения в новой ситуации морально возвышенных людей, 
а не скотов, которые способны рвать только себе. Я 
думал о том, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ такие люди будут 
принимать свое решение - решение об оценке своего 
труда, решение о его вознаграждении. И я каждый раз 
приходил к выводу, что принцип зависимости 
вознаграждения от АБСОЛЮТНОЙ величины труда должен 
быть отброшен. Что он не является справедливым. Что он 
есть порождение рыночной стихии и не обладает статусом 
высшей справедливости. Я каждый раз приходил к выводу, 
что оценивать себя нужно не по тому, что я сделал, а 
по соотношению того, что я сделал, с тем, что я мог 
сделать. Оценивать себя нужно по ОТНОСИТЕЛЬНОМУ труду. 
Ибо если я сделал все, что я мог, то совесть моя 
спокойна. Я ничем не могу себя укорить. И я всегда и 
твердо могу сказать другому человеку: 'Я сделал все, 
что мог. Поэтому имею право назначить себе такое же 
вознаграждение, как и любой другой человек, 
поработавший так же. Независимо от абсолютных 
результатов наших трудов. Ибо они зависят не только от 
наших усилий, но и от того, ЧТО дала нам матушка-
природа'.

Понятно: новый принцип будет введен не директивами. 
Переход к нему будет автоматическим. Он будет 
происходить по законам синергетики, по законам 
самоорганизации. В результате принуждения каждого 
работника к оценке своего труда, к самооценке. Переход 
будет осуществлен в результате пересмотра 
господствующих в настоящее время представлений о 
справедливости. Абсолютных представлений о 
справедливости. Пересмотра и перехода на относительные 
принципы.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ НОВОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Я собираюсь в деталях описать технические элементы 
новой системы. Но не знаю, как это у меня получится. В 
связи с дамокловым мечом, постоянно висящим над моей 
головой. Поэтому здесь хочу упомянуть хотя бы о том, 
что отличается в современном варианте системы от того, 
что у меня было в первоначальном.

Во-первых, периодичность самооценки в новом варианте у 
меня не месяц, а КАЖДЫЙ день. Человек должен КАЖДЫЙ 
божий день выставлять себе оценку за свой труд. Потому 
что каждый день - это естественная единица труда. На 
меньшие периоды разбивать нет смысла, а при бОльших -
то, что сделал в предыдущие дни, будет забываться.

Во-вторых, то, что я раньше называл абстрактным и 
конкретным заработным правом, сейчас я называю 
соответственно обязательным и фактическим 
вознаграждениями. И суть самооценки заключается в том, 
что работник в пределах ОВ проставляет себе каждый 
день ФВ. И моральное право сделать ФВ равным ОВ он 
имеет только в том случае, если полностью выложился на 
работе, если он отдал для дела все, что мог. Во всех 
же остальных случаях его ФВ должно быть меньше ОВ. И 
чтобы это было так, есть два контролера - собственная 
совесть человека и общественное мнение. Не зря русский 
народ говорит, что совесть лучший контролер. А что это 
действительно так, будет доказано в новой системе 
распределения.

Возможен такой вариант самооценки. Каждый работник в 
конце рабочего дня выставляет себе оценку в виде 
процента, который составляет его фактический труд по 
отношению к его ОТ. Этот процент или коэффициент и 
служит основой для определения ФВ на основе ОВ.

В-третьих, для своего внедрения новая система не 
требует масштабных мероприятий, описанных в 
первоначальном варианте. Её нужно внедрять на 
отдельных предприятиях, а потом, по ходу будут 
проведены и все описанные социальные мероприятия. 
Главное здесь - чтобы собственность не была частной. 
Чтобы она была или государственной, или коллективной, 
но без учета доли каждого, то есть не акционерной. 
Такие требования к собственности выдвигаются потому, 
что способ распределения должен быть только один - по 
труду. Распределение по собственности должно быть 
уничтожено.

Окончено: 11.07.2004 14:30
Опубликовано на ФМ: 11.07.2004
Адрес страницы: 
http://www.sovet14.narod.ru/NS/50/54PT.htm


                    
 
Сайт создан в системе uCoz