|
Начато: 11.07.2004 9:35
Полный шифр послания: 54ПТ.НС.ФМ
Темп работы я взял приличный. Поэтому спешу дать
пояснения к предыдущему материалу. Чтобы не возникало
недоразумений и ошибочных представлений. Там много
всего есть. И человеку со стороны трудно будет сразу
вникнуть во все. Тем более что там мысли изложены в
марксистских терминах. В марксистских представлениях,
которыми полностью была забита моя голова после
окончания института и после политических промывок
мозгов.
1. СМЫСЛ ЭПИГРАФА
'ДРУГИМ - ПО СПОСОБНОСТЯМ, СЕБЕ - ПО ТРУДУ'
Это моя перефразировка принципа 'От каждого - по
способностям, каждому - по труду'. Который, как
известно, принимался за основной принцип социализма.
Когда я пришел к мысли, что человек при социализме САМ
должен оценивать свой труд и САМ назначать себе
вознаграждение, то, естественно, в моем мозгу начался
процесс переосмысления всего того теоретического
багажа, который был в моей голове после школы и
института. Ведь даже в техническом вузе, который я
закончил, общественные науки преподавались в приличном
объеме, а экзамен по научному коммунизму был
обязательной и важной вещью.
Конечно, мы, технари, относились к гуманитарным наукам
с приличной долей пренебрежения. Считали их чем-то
несерьезным по сравнению с точными. Но все же учили
их. Рассматривая как неизбежное зло. Я же, в силу моих
природных данных, относился к ним даже более серьезно,
чем к точным. Понимал, что от них гораздо больше
зависит наша жизнь, чем от наук точных.
В законе 'От каждого - по способностям, каждому - по
труду' прямым содержанием является выражение
математической зависимости между трудовыми усилиями
человека и вознаграждением этих усилий. То есть того,
что каждый должен сделать, и что каждый может
получить. Но я нигде и никогда не встречал обращения
внимания на то, КТО требует от человека такого-то
труда и КТО воздает ему по труду. А ведь в самой
формулировке основного принципа социализма
(советского) заложена мысль, что это все делает
ОБЩЕСТВО. Из формулировки вытекает, что именно
общество требует от каждого труд по способностям и
именно общество дает каждому по труду. Ведь если
сформулировать этот принцип в полном виде, без
пропусков слов, то получится следующее:
'От каждого общество возьмет по способностям, каждому
воздаст по труду'.
То есть в формулировке, использовавшейся в Советском
Союзе, была заложена фактически ПОЛНАЯ зависимость
человека от общества, полная его несамостоятельность.
Человек был только винтиком, от которого что-то
требуют и которому что-то дают. Самостоятельности -
никакой. В этом была основа советского социализма.
Я же думал так: если мне говорят, что я при социализме
являюсь собственником средств производства, то почему
же я не сам определяю размер своего вознаграждения? И
почему я сам не могу решать, что и как мне делать и
как мне оценить свой труд? Какой же я собственник,
если в этих главных вопросах за меня решает кто-то
другой, какой-то дядя в далеких московских кабинетах?
Почему меня принимают за какого-то великовозрастного
ребенка, неспособного решать серьезные вопросы?
Меня удивляло: почему мне не верят? Почему думают, что
я обязательно буду рвать себе как можно больше и не
буду ничего делать, если мне предоставить свободу
выбора? Да, подавляющее большинство людей так именно и
будет действовать, но из этого факта вовсе не следует,
что таким манером себя будут вести сразу все люди.
Ведь в обшестве в обязательном порядке найдутся и люди
с высокой трудовой моралью и способностью ограничивать
свои материальные потребности. И именно на этих людей
нужно делать ставку. Именно таких людей нужно двигать
вверх. Именно они должны диктовать моральный климат в
обществе. Чтобы ВСЕХ сделать такими, как они.
В моей формулировке основного принципа социализма как
раз и отражен факт САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ человека. Факт
его моральной обязанности заставлять себя работать по
способностям, а брать - по труду. Хотя здесь пока не
раскрыт смысл выражения 'по труду'. К нему я
подобрался позднее. И сейчас об этом расскажу.
2. О НОВОМ ПРИНЦИПЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТРУДУ
Как показывает история моей жизни, после возникновения
у меня главной идеи я довольно быстро пришел к мысли,
что при новой системе распределения, при новом главном
действующем лице должен быть изменен и принцип
распределения по труду. Должны быть изменены и
господствовавшие в СССР представления о справедливости.
Уже в 83-84 уч. годах я вполне сознательно использовал
новый принцип распределения по труду во время
проведения эксперимента в техникуме. (См. описание
этого опыта в моей работе 'Новый принцип распределения
по труду' -
http://www.sovet14.narod.ru/NPRpoT.htm)
Почему и как я пришел к этому принципу?
С чисто технической, изобретательской точки зрения
процесс выглядел так. Как и всякую новую идею, я стал
проигрывать в своем мозгу возможные варианты
последствий реализации моей главной идеи. То есть я
стал думать: как будет вести себя конкретный человек,
если его заставить самого выносить решение об оценке и
вознаграждении его труда - если поставить его в
ситуацию морального выбора?
Ясно, что примитивный, мещанский стереотип поведения я
тоже рассматривал. Тем более что предполагал его
приличную распространенность. Я знал, что многие люди
будут действовать по старинке. Они будут действовать
по-буржуазному: будут брать себе как можно больше, а
давать как можно меньше. Будут стараться, как писал
Ленин, урвать кусок побольше и удрать. Будут
действовать по-пещерному. Нет, даже не по-пещерному,
потому что наши первобытные предки в моральном
отношении были гораздо выше буржуев. Они будут
действовать по-животному, по-зверски. По закону
волчьей стаи. Примитивно и недальновидно.
Кстати, именно это возражение и было главным во всех
ответах мне на мою теорию распределения. Стереотип
отрицательных представлений о человеке был настолько
силен, что подавляющее большинство людей не верило ни
в себя, ни в других людей. Люди считали себя
аморальными скотами, и таковым многие из них и
являются. Именно потому, что все светлое, возвышенное
в своей душе они тщательно прячут, они стесняются его.
И в результате выходит по Лермонтову:
'Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад'.
Так вот, чтобы этот клад не был бесполезен, чтобы он
стал работать в полную силу, и нужна моя идея. Нужна
идея, которая вызвала бы к жизни самые хорошие, самые
светлые чувства в душе человека. Чувства, способные и
жизнь общества сделать радостной и возвышенной.
Способные вытеснить из общественной жизни примитивные
и душные мыслишки и страстишки.
И я пришёл к выводу: на таких ничтожеств есть управа.
Их поведение может быть подвергнуто изменению. И их
поведение может быть взято под жесткий контроль
морально возвышенных людей. Это, во-первых,
общественное мнение коллектива по отношению к данному
аморальному субъекту, во-вторых, прямое
административное воздействие на людей подобного рода.
В виде ограничения их возможного вознаграждения. И
жесткого, бескомпромиссного контроля над их трудом. До
их полного исправления.
Второй и самый главный вариант поведения - это вариант
поведения в новой ситуации морально возвышенных людей,
а не скотов, которые способны рвать только себе. Я
думал о том, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ такие люди будут
принимать свое решение - решение об оценке своего
труда, решение о его вознаграждении. И я каждый раз
приходил к выводу, что принцип зависимости
вознаграждения от АБСОЛЮТНОЙ величины труда должен
быть отброшен. Что он не является справедливым. Что он
есть порождение рыночной стихии и не обладает статусом
высшей справедливости. Я каждый раз приходил к выводу,
что оценивать себя нужно не по тому, что я сделал, а
по соотношению того, что я сделал, с тем, что я мог
сделать. Оценивать себя нужно по ОТНОСИТЕЛЬНОМУ труду.
Ибо если я сделал все, что я мог, то совесть моя
спокойна. Я ничем не могу себя укорить. И я всегда и
твердо могу сказать другому человеку: 'Я сделал все,
что мог. Поэтому имею право назначить себе такое же
вознаграждение, как и любой другой человек,
поработавший так же. Независимо от абсолютных
результатов наших трудов. Ибо они зависят не только от
наших усилий, но и от того, ЧТО дала нам матушка-
природа'.
Понятно: новый принцип будет введен не директивами.
Переход к нему будет автоматическим. Он будет
происходить по законам синергетики, по законам
самоорганизации. В результате принуждения каждого
работника к оценке своего труда, к самооценке. Переход
будет осуществлен в результате пересмотра
господствующих в настоящее время представлений о
справедливости. Абсолютных представлений о
справедливости. Пересмотра и перехода на относительные
принципы.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ НОВОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Я собираюсь в деталях описать технические элементы
новой системы. Но не знаю, как это у меня получится. В
связи с дамокловым мечом, постоянно висящим над моей
головой. Поэтому здесь хочу упомянуть хотя бы о том,
что отличается в современном варианте системы от того,
что у меня было в первоначальном.
Во-первых, периодичность самооценки в новом варианте у
меня не месяц, а КАЖДЫЙ день. Человек должен КАЖДЫЙ
божий день выставлять себе оценку за свой труд. Потому
что каждый день - это естественная единица труда. На
меньшие периоды разбивать нет смысла, а при бОльших -
то, что сделал в предыдущие дни, будет забываться.
Во-вторых, то, что я раньше называл абстрактным и
конкретным заработным правом, сейчас я называю
соответственно обязательным и фактическим
вознаграждениями. И суть самооценки заключается в том,
что работник в пределах ОВ проставляет себе каждый
день ФВ. И моральное право сделать ФВ равным ОВ он
имеет только в том случае, если полностью выложился на
работе, если он отдал для дела все, что мог. Во всех
же остальных случаях его ФВ должно быть меньше ОВ. И
чтобы это было так, есть два контролера - собственная
совесть человека и общественное мнение. Не зря русский
народ говорит, что совесть лучший контролер. А что это
действительно так, будет доказано в новой системе
распределения.
Возможен такой вариант самооценки. Каждый работник в
конце рабочего дня выставляет себе оценку в виде
процента, который составляет его фактический труд по
отношению к его ОТ. Этот процент или коэффициент и
служит основой для определения ФВ на основе ОВ.
В-третьих, для своего внедрения новая система не
требует масштабных мероприятий, описанных в
первоначальном варианте. Её нужно внедрять на
отдельных предприятиях, а потом, по ходу будут
проведены и все описанные социальные мероприятия.
Главное здесь - чтобы собственность не была частной.
Чтобы она была или государственной, или коллективной,
но без учета доли каждого, то есть не акционерной.
Такие требования к собственности выдвигаются потому,
что способ распределения должен быть только один - по
труду. Распределение по собственности должно быть
уничтожено.
Окончено: 11.07.2004 14:30
Опубликовано на ФМ: 11.07.2004
Адрес страницы:
http://www.sovet14.narod.ru/NS/50/54PT.htm
|
|